Надежная упаковка, сберегающая ресурсы

Хорошая упаковка обеспечивает доставку наших продуктов потребителям в целости и невредимости. Но только этого недостаточно: упаковка должна быть также экологичной, а ее производство – как можно менее ресурсоемким. И мы прикладываем для этого все усилия.

Диаграмма «Экологичная упаковка»

Правильная упаковка содержит необходимую информацию о продукте, привлекает к нему внимание и обеспечивает его доставку потребителю в неповрежденном состоянии. Однако все это играет роль лишь до распаковки приобретенного товара, после чего все упаковочные материалы сразу оказываются в мусорном контейнере. Поэтому оптимизация упаковки всей нашей продукции стала одной из главных задач стратегии устойчивого развития компании Kärcher на период до 2025 года.

 

Конкретные цели на период до 2025 года

  • Анализ используемой упаковки на соответствие принципам производства замкнутого цикла 
  • Максимальное уменьшение объема используемых упаковочных материалов
  • Оптимизация упаковки с точки зрения пригодности для переработки
  • Отказ от применения пенополистирола в упаковке бытовой техники
  • Изготовление пластиковых пакетов, защищающих продукты от образования царапин, как минимум на 50 % из переработанного или альтернативного экологичного сырья
  • Отказ от применения воздушно-пузырчатой пленки при пересылке запасных частей или отремонтированной техники
  • Разработка и реализация новых идей в области создания экологичной упаковки в кооперации с университетами и инновационными стартап-компаниями

Какую упаковку можно считать экологичной?

Важнейшая задача любой упаковки – доставка продукта потребителю без повреждения в процессе транспортировки. В конце концов, вряд ли имеет смысл говорить об экологичности, если упаковка не способна эффективно защитить находящийся внутри нее аппарат, в результате чего ему может потребоваться ремонт или даже замена – не говоря уже о разочаровании покупателя. Поэтому мы прежде всего убеждаемся в том, что каждая наша упаковка удовлетворяет этому важному условию. Франк Кётцле, руководящий в компании Kärcher отделом проектирования упаковки, говорит: «Именно на этой основе мы реализуем стратегию „Reduce, Remove, Replace“, т. е. уменьшаем объем упаковки, полностью отказываемся от тех или иных упаковочных материалов или заменяем их другими».

Стратегия Kärcher «Reduce, Remove, Replace» для создания экологичной упаковки
Сравнение прежней и новой упаковок для аппарата Kärcher OC 3

Думать об упаковке необходимо еще при разработке продукта

Чтобы такой принцип воплощался в жизнь, Кётцле и его команда приступают к работе уже на начальной стадии проектирования продукта. Вот что он говорит об этом: «Прежде к нам чаще всего обращались так: „Вот вам аппарат, пожалуйста, упакуйте его так, чтобы он в целости дошел до клиента“. Конечно, в такой ситуации мы не могли в полной мере учитывать экологические аспекты». Но теперь отделы проектирования продуктов и упаковки тесно взаимодействуют. Кётцле поясняет: «Не будем себя обманывать: все финансы и ресурсы, вкладываемые в разработку и производство упаковки, в конце концов оказываются в контейнерах для сбора вторичного сырья. Поэтому мы предпочитаем инвестировать в разработку и производство машин и аппаратов, имеющих повышенные показатели конструктивной прочности. Такая техника не только допускает транспортировку с минимальным расходом упаковочных материалов, но и лучше выдерживает нагрузки, возникающие при повседневной эксплуатации».

Пример тому – наша портативная мойка. Раньше такой аппарат упаковывался в коробку с 4 вкладышами из пенополистирола, которые удерживали его и защищали от повреждений. Чтобы избавиться от этих вкладышей, наши разработчики увеличили механическую стабильность продукта. И теперь они больше не нужны: достаточно одного вкладыша из гофрированного картона. В итоге уменьшились и габаритные размеры картонной коробки.

Безотходная разработка

Принципам устойчивого развития отвечает не только такого рода оптимизация, но и сам процесс разработки. Инженер Йоханнес Вёллхаф, работающий в отделе проектирования упаковки, поясняет: «Перед изготовлением первого опытного образца нового продукта мы моделируем весь процесс его транспортировки, учитывая все реалистические сценарии». Например, он и его коллеги виртуально анализируют ситуацию, при которой продукт падает с погрузочной платформы, чтобы выяснить, что с ним может произойти. Они определяют также, какое сочетание материалов продукта и упаковки является наиболее сбалансированным с точки зрения нагрузок, возникающих во время перевозки. Эти исследования на несколько недель ускоряют процесс разработки, поскольку не приходится создавать многочисленные опытные образцы продукта и упаковки. Кроме того, уменьшается и объем отходов. «По результатам компьютерного моделирования мы получаем всю необходимую информацию, – продолжает Вёллхаф. – Мы точно знаем, что произойдет, если, например, уменьшить толщину обшивки аппарата или толщину упаковки, отказаться от нее или изменить ее материал, и останется ли он в том или ином случае достаточно защищенным».

Виртуальные технологии проектирования облегчают также международное сотрудничество – ведь результатами можно легко и быстро обмениваться с коллегами из других стран. Такая совместная работа важна для целенаправленного выбора оптимальной упаковки для разных регионов мира. Кётцле дает пояснения по этому поводу: «В разных странах могут быть и разные взгляды на экологические вопросы. Например, в Германии и других европейских государствах не слишком приветствуются пластиковые пакеты. А в Китае и других азиатских странах на них смотрят по-другому, и отчасти это оправдано: здесь основное внимание сконцентрировано на выбросах парниковых газов, вследствие чего серьезные проблемы загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами и сложности их переработки отходят на второй план. Отсюда следует, что результаты анализа могут быть разными в зависимости от того, какова расстановка приоритетов между сокращением вредных выбросов, объемов отходов, расхода воды и т. д. Поэтому в сотрудничестве с отделами менеджмента устойчивого развития, производственного менеджмента и закупок мы внедряем сейчас единый, интернациональный стандарт Kärcher, регламентирующий минимальные требования к экологичности упаковки».

(На фото слева направо: Йоханнес Вёллхаф и Франк Кётцле)

Сотрудники отдела проектирования упаковки компании Kärcher Йоханнес Вёллхаф и Франк Кётцле

Команда Kärcher на совещании, посвященном экологичности упаковки

Вкладыш для упаковки Kärcher из водорастворимого горохового крахмала

Отказ от пенополистирола

Для нас очень важно, чтобы используемые упаковочные материалы были как можно более безопасными для окружающей среды. Поэтому мы уже на протяжении многих лет последовательно уменьшаем долю используемого пенополистирола и полагаемся на экологичные альтернативы этому материалу. С 2022 г. вкладыши из пенополистирола больше не используются для упаковки новинок из нашего ассортимента бытовой техники. Наши эксперты ищут другие пути: широко применяются картон или пульпа – целлюлозный материал, аналогичный папье-маше. Используются и нетрадиционные материалы. Например, вкладыши могут изготавливаться из горохового крахмала, который относится к числу отходов пищевого производства и полностью разлагается биологическим путем. С осени 2023 г. мы применяем такие вкладыши для упаковки всех пароочистителей SC 3 Upright EasyFix, реализуемых на территории ЕС. Эта замена уменьшает расход пенополистирола на 3,2 т в год.

 

Далеко идущие последствия

При всем стремлении к экономии без упаковки все-таки не обойтись. Поэтому мы проектируем упаковку так, чтобы ее можно было без проблем подвергать переработке. Конкретно это означает, что для каждого продукта мы стремимся использовать упаковку, состоящую из как можно меньшего числа материалов. Это облегчает потребителям сортировку для раздельной утилизации. Если все же приходится использовать несколько материалов, мы обращаем внимание на то, чтобы они легко отделялись друг от друга. Кроме того, мы постоянно увеличиваем долю переработанного сырья при производстве упаковки. Сегодня 93 % наших упаковочных материалов имеют бумажную основу, причем при изготовлении упаковки используется не менее 80 % макулатуры.

При проектировании упаковки мы обращаем внимание и на то, чтобы она имела как можно меньшие размеры. Благодаря этому в контейнер или грузовой автомобиль помещается больше продуктов, а значит, уменьшается необходимое количество поездок. А еще мы используем простой, но очень разумный подход: наши упаковки изначально рассчитаны на транспортировку. Достаточно просто наклеить этикетку – помещать одну упаковку в другую не требуется.

Открытость новым идеям

В ближайшие годы мы намеревается скорректировать существующие и определить новые цели в области повышения экологичности упаковки, ориентируясь при этом на результаты последних исследований. «Важнейший принцип нашей работы – мыслить нестандартно, – говорит Кётцле. – И мы всегда пытаемся идти непроторенными путями». Подтверждение тому – сотрудничество Kärcher со стартап-компанией Proservation, в рамках которого ведется работа над экологичной альтернативой пенополистиролу – материалом на основе лузги, т. е. оболочек зерен злаковых культур. Лузга относится к отходам регионального сельскохозяйственного производства и в данный момент не находит полезного применения. Мы поддерживаем компанию Proservation в разработке вкладышей из этого материала и возможном промышленном внедрении соответствующей технологии. И нам уже удалось протестировать первые образцы в собственной лаборатории.

Таким образом, сейчас нельзя сказать, какие новые идеи в области создания экологичной упаковки появятся у команды в ближайшие годы. Ясно лишь, что эксперты приложат все усилия к тому, чтобы достичь целей, намеченных на 2025 год, и определят затем новые задачи, чтобы, решая их, шаг за шагом продвигаться вперед в деле экономии ресурсов и охраны окружающей среды.

Экологичные вкладыши и другие упаковочные материалы Kärcher

Пиктограмма «Уменьшение массы вкладышей из пенополистирола»

Уменьшение массы вкладышей из пенополистирола

Продукт:
различные аппараты высокого давления компактного класса

Оптимизация:
уменьшение массы вкладышей из пенополистирола, удерживающих аппарат внутри картонной коробки и защищающих его от механических воздействий при транспортировке

Экологический эффект:
ежегодная экономия 7920 кг полимерного материала

Пиктограмма «Переход к экологичному материалу для изготовления вкладышей»

Переход от вкладышей из пенополистирола к вкладышам из пульпы

Продукт:
FC 7

Оптимизация:
замена прежнего материала вкладышей (пенополистирола) пульпой, допускающей полную повторную переработку

Экологический эффект: 
ежегодная экономия прим. 33 т полимерного материала и использование полностью перерабатываемой упаковки

Пиктограмма «Переход к экологичному материалу для изготовления вкладышей»

Замена вкладышей из пенополистирола картонными вкладышами

Продукт:
аппараты высокого давления K 4, выпускаемые на заводе в Бюлертале

Оптимизация:
замена вкладышей из пенополистирола вкладышами из гофрированного картона

Экологический эффект:
ежегодная экономия 10000 кг пенополистирола

Пиктограмма «Оптимизация полимерной стрейч-пленки»

Оптимизация полимерной стрейч-пленки

Продукт:
стрейч-пленка 

Оптимизация:
уменьшение толщины при сохранении эффективности пленки как упаковочного материала 

Экологический эффект:
экономия порядка 60 % полимерного материала (прим. 200 т в год) и оптимизация упаковочного оборудования на немецких заводах

Что еще могло бы вас заинтересовать?